Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-октябрь 2023 года


Динамика поступления доходов и финансирования расходов в течение января-октября текущего года свидетельствует об исполнении федерального бюджета в соответствии с целевыми параметрами структурного баланса, утвержденным в законе о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022).

По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-октябре 2023 года составил 23 106 млрд рублей, что на 4,4% выше объема поступления доходов за аналогичный период 2022 года. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов – как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом – наблюдается устойчивая положительная динамика.

  • Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 15 896 млрд рублей и увеличились на 28,7% г/г. Динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) остается в устойчиво положительной области – в том числе к уровню 2021 года (как менее подверженному статистическим эффектам базы).

В целом объем и траектория поступления ненефтегазовых доходов по итогам января-октября 2023 года свидетельствуют о значительном превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022 года).

  • Нефтегазовые доходы составили 7 210 млрд рублей и снизились на 26,3% г/г, что связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Юралс в начале года, снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа. Месячная динамика нефтегазовых доходов остается на уровне, значимо превышающем их базовый размер (8 трлн рублей в год). В октябре 2023 года объем нефтегазовых доходов превысил уровень прошлого года более чем на 27%.

Накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.

Динамика исполнения расходов федерального бюджета сохраняется на нормальном уровне после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов. По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета за 10 месяцев 2023 года составил 24 341 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 11,7% г/г (+4,1% г/г с начала 2 квартала 2023 г.).

В целом, в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466-ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов (в соответствии с нормами «бюджетного правила»). Это обеспечивает стабильность первичного структурного дефицита на уровне параметров закона о бюджете (№466-ФЗ).

Повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2023 году – в том числе их направление на непредвиденные расходы – обеспечивает наличие нераспределенных резервов, а также высвобождение бюджетных ассигнований в размере 1 496 млрд рублей вследствие авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных на 2023 год.

Исполнение федерального бюджета за январь-октябрь 2023 года, (предварительные данные), млрд рублей

 

янв-окт 2023*

янв-окт 2022

%, г/г

утверждено законом
№466-ФЗ

от 05.12.2022

ДОХОДЫ

23 106

22 139

+4,4%

26 130

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.

7 210

9 788

-26,3%

8 939

  базовые нефтегазовые доходы

6 617

4 985

+32,7%

8 000

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.:

15 896

12 351

+28,7%

17 191

  НДС (производство и импорт)

9 335

7 633

+22,3%

10 417

  налог на прибыль

1 567

1 376

+13,9%

1 633

РАСХОДЫ, в т.ч.:

24 341

21 785

+11,7%

29 056

  государственные закупки

5 161

4 347

+814

4 982

ДЕФИЦИТ

      % ВВП

-1 235

-0,7%

355

0,2%

-1 590

-2 925

-2,0%

* доходы представлены с учетом поступивших на ЕНС платежей, отнесенных к соответствующим доходам федерального бюджета на 1 ноября 2023 года

Таким образом, исполнение федерального бюджета в соответствии с параметрами первичного структурного дефицита, определенного в законе о бюджете, наряду с использованием/формированием средств ФНБ в рамках механизма «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.


Окончательные данные формируются с учётом бухгалтерских отчётов администраторов бюджетных средств, в которых учитываются операции, произведённые минуя счета Федерального казначейства (в т.ч. операции за рубежом).

Источник

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте